Ю. Макурин: "Приходится создавать заново предпринимательскую среду, чтобы перекупщики занимались закупками картофеля и овощей"
Рабочим завода садить картошку стало негде, да и сами заводы испарились в лучах нового соцстроя. Но есть картошку люди не перестали. И пошли на рынок, а на рынке в основном частники. Коллективные хозяйства производят немного. Больше других в нашей области выращивает фермер Колпаков, 35%. У Колпакова 420 га под картофель, новая импортная техника, неплохой урожай, а отношения с властью плохие. 12 лет, говорит, ему не давали работать. Сейчас проще - его не замечают. Колпаков: "Рентабельность у меня высокая, 180%". Картошка дорогая, ее мало, но, фермер злится, цены на рынке все равно завышены. Не должно быть так, что отдает по 10, а перепродают по 30 рублей. Рискнул поставить на этой неделе вагончик на Губернаторском рынке. Можно ли как-то регулировать цены и поддержать сельское население- вопрос этот не новый, но подойти к нему в этом году решили по-новому. Ю. Макурин, председатель комитета по переработке сельхозпродукции и развитию предпринимательства на селе: "Привыкли, что производили, Облпотребсоюз приезжал, в оборот забирал. В связи с распадом такой системы приходится создавать заново предпринимательскую среду, чтобы они занимались закупками картофеля и овощей".
В этом сентябре в селах уже появятся первые перекупщики, говорит Ю. Макурин, но сами сотрудники областного сельскохозяйственного департамента своим примером будто доказывают - будущее не за рынком, а за самоедством. Ю. Макурин: "В нашем департаменте картофель садят все". Но очевидна и другая тенденция - падает потребление картофеля, уже сейчас томичи едят его меньше, чем в 1990 годы. По статистике выходит по 140 на человека в год. Доля второго хлеба в продуктовой корзине заметно снизилась, причем в первую очередь для обеспеченных людей. Это они раньше покупали больше картошки на рынке. Не возникнет ли у производителей проблемы со сбытом? Ответом могла бы стать переработка картофеля. Сегодня для дальнейшей переработки закупается только 300 тонн картофеля в год, безоговорочное лидерство - за корейскими салатами. А 100 лет назад Томская область нашла бы новое применение картофелю. Если крестьяне тогда не были бы против, сегодня наша карта выглядела бы по-другому. В книге 1912 года сказано: "Конкуренция привозного спирта несомненна, объясняется это тем, что виноделы западного края гонят спирт из дешевого продукта, картофеля...". Как рассказали в областном сельхоздепартаменте, сегодня дело не в дороговизне картофеля, просто технология получения спирта из этого сырья значительно дороже традиционной. В промышленном масштабе способ удешевления ищут в трех регионах.